Рассказы   ругуджинских   старожилов    и                                                         
                         родственников    об   Анхил    Марин.  

 

автор материала: Антикова Кумсият Алиевна

 Директор МКОУ "Ругуджинская СОШ"

 

          Хотя  до  нас   дошли   около  10  песен   Марин,   она  признана   яркой   звездой  аварской     поэзии.  Почти  все   лирические  песни,  созданные  ею  прочно  вошли  в  аварский   фольклор.
         Анхил   Марин  является  первой   поэтессой  аварского  народа.   В   начале  она  прославилась,     как     сочинитель     элегических      песен.  Марин  является  первой    женщиной   горянкой,   которая   своим   поэтическим   словом  боролась  за   свободу   и  независимость   женщин.   В  основном   ее  стихи     о     любви,   в  них  она  только  воспевала   честную  и   чистую  любовь,  она     и    боролась     против      невежества,  темных  адатов    и    обычаев.   Ее     вонзительные     строки  не   оставляли  в   покое   богачей  и  наибов,     которые     и   объявляли    ей   войну.   Решили  ей  зашить  рот.  Мало,  что    известно   о  жизни  Анхил   Марин. Свои   статьи   посвятили  изучению   творчества  Анхил  Марин   Сиражудин   Хайбулаев,   Бадави  Магомедов,   Наталья  Капиева,   есть   рассказ   Дмитрия  Трунова  «Анхил  Марин»
              К    сожалению,     не      всем      стихи    поэтессы   дошли  до   наших  дней,   в  основном   эти – любовные  песни.   Она    не    только  сочиняла,    но  и  пела.   Более  точно  о  жизни    Марин    я   узнала     из     воспоминаний  ее   внучки   Магомедовой  Меседо,   которой   уже    84  года    и   проживает   в   селении    Карадах    Гунибского   района.   Родилась  Марин   в  средней     зажиточной     семье.     Родители     большое  значение  придавали   ее  воспитанию.    Она     росла     здоровой,   озорной,  сильной   и   смелой  девочкой.    Даже  мальчики     не      смогли    с    ней     состязаться.   Село  Ругуджа  составляло   большее   количество     разбросанных     хуторов,    где    жили  отдельно  тухумами   и   занимались   сельским   хозяйством.  Их    хутор   назывался     Бокониб   и  находился  прямо  под  Гунибом.  Однажды   ее    мать  ушла  по   делам    и    Марин   оставила  следить  за  скотом.   Утром     Марин     обнаружила,   что    у   нескольких   баранов   отрезали   курдюки  и   несколько  баранов  зарезаны.   Тогда  она  решила  узнать,  кто  это  сделал,   и     по    каплям      крови     на     земле     установила     дом  преступника.  В  их  огороде     она     шла     мешок  с   мясом.  Марин   зашла   в  хлев,  выгнала   коров  и   зарезала      около  15  коров.   Утром   хозяин  дома  собрал  людей,   чтобы  увидеть   это   зрелище.  Пришла  туда  и  Марин    и    показала    всем  мешок   с  мясом   и  курдюками   ее  баранов,   спрятанных   у   этого  человека,    и    сказала: «Это  твое  дело,  а  это  мое».
    Однажды  в  наше  село  пришел  очень  бедно  одетый   юноша.   Девушки   стали  смеяться  над  ним,   стали  шутить  что  он  никогда  не    найдет     себе     невесту,   а   Марин  которая  была  засватана   за  богатого     парня,     заявила,   что  она  выйдет  замуж   за этого   бедняка.   Она   никого      не      послушалась,   как   сказала,   так  и  поступила.   Вскоре  у  Магомедамина    и     Марин     родился    сын   Омар,  потом  и  дочь  Айшат   (мать  Меседо).
      Жили  они  на    хуторе,   занимались     животноводством,   пчеловодством.     Еще   Марин  прославилась    и    как    хорошая   портниха.  В  то  время  Марин  уже  была  достаточно    известная     певица,     исполнительница     плачей.  Ее  часто  за  деньги   приглашали     в    Чох,    Согратль,   во     время  похорон  исполнять  плачи.    Анхил  Марин  умерла  от  брюшного  тифа,   когда    дочке     Айшат     было  14 лет-  Внучка  Меседо – дочь  Айшат  живет  в  с.  Карадах.    Правнучка      Айзанат      в  настоящее   время  работает  директором   Карадахской   ООШ.
   В   одних   публикациях   считают,   что  Анхил  Марин   родилась  в  1862 году,   а  в  других – 1840 г.
     Скорее  всего   это  1840 год.  этому   выводу  я  пришла,  изучив  биографические  данные  ее    современников     Магомеда    Эльдарилова,     Магомеда     Хуршилова,  Мамалова  из  Чоха.  Умерла  в  1916 году.
     Из – за  того,  что  в  участок  матери  Марин  залезли  коровы   одного  человека,   между     ними     возникла     ссора,    они    подрались.  Тот    человек  скончался  от   полученных  побоев   от  Чамасдаг.   Родственники   этого    человека     не   позвали  доктора, (хотя  его   можно  было  спасти)  так,  как  считалось  позором  для  тухума  избиение      мужчины      женщиной.     После    этого     случая    Чамасдак  с  Марин   выслали  из  села.  О  том,  как   скучала   в   чужом  селе,    Марин    писала     своим   подругам   стихами.

                            Кеч1  ах1ун    ч1аралел   ч1ахьиеги  тун,
                             Ч1алг1ун   буго  дида  исиб  росу.
                             Ч1ег1ер   боц1и  гъеял  гъогъоеги  тун,
Сурун   руго  дида  исир   г1адамал.

                              Исие   анилан  басралъулейдай
                              Исибги   бук1унин  меседгин   г1арац.
                              Щобал   гирунилан  багьа  холебдай,
                              Щобал  ч1ван  хьвадулин  зодил  баг1ар  бакъ.
          Вернулись    они   только   через  три  года.
Анализ   стихотворений   Анхил  Марин.
Наиб     Гунибского     округа     Хуршил   Магомед  пригласил  богача   Мамалава  из  Чоха   (который  получил  в  это  время     царский     орден   и  ушел  в   отставку),   к  себе   в  хутор   Салани.   Салани     принадлежало    селу    Ругуджа,  но  ее   приобрел   Хуршил  Магомед  и   пригласил   известных     певцов  округа,    хотел,   чтобы     все   знали,   что  он   хозяин     этого    хутора.   И  на   этом   празднике  исполнила   песню   Анхил   Марин  «Г1урусал     хирияв….»  и    тогда    они     решили    расправиться   с  Марин.
         Иногда   Марин     в     своих     плачевных     песнях     выступала     и      против   религиозных      порядков,      критиковала,     религиозных     деятелей.   Оплакивая   одного   бедняка,   она  сказала
 « Не  взлетишь  ты   больше
             Карчига   крылатый
             Вырвал   проклятый
             Кто   в  ручиту   горя 
             Вверг   твое   семейство
             Бегаул   с   наибом
             Мастера   злодейства          
             Отняв   кормильца   у   семи   сирот
             Они   кабы   могли  и   солнце  бы 
                                                          отняли
             Молюсь,   чтобы  вымер  их
                                                          недобрый   род
             И   посевы  на   их  полях   завяли.
             Лишь   у   свиньи   под  кожей
             Столько    жира
             Сколько   у  бегаула
             С  наибом.
             
             У  бегаула  глотка   широка
             И   широки   глаза   на   барыни
             Ему   хватило   б  одного   гладка
             А   он   проглатывает   весь   кувшин.

   Поводом   столь   разных   слов   послужил   такой   случай;
Бегавул  пригласил  на   сенокос     бедняка     Али – Галбаца.      Али – Галбац   косил  траву    на  краю   утеса,    а   сам   был   привязан   для   страховки.    Но   веревка   не   выдержала    и  Али   разбился     упав     в   пропасть.   Бегаулу,   пожалевшему   даже   веревку,   Марин   тут   же   посвятила   эти    строки.
                 В   антологии   аварской     поэзии     даны     две     песни    Анхил  Марин   о  любви.   В   этих   стихах   она   считает,   что   любовь – не   греа   чувство,   которое   возвышает   человека.
                                   Маргъалул  гъогъолъан  борч1араб
                                   Дун    руччабаздаса   ч1имих   т1аса   йишарай
                                   Жавгьарул   кьурулъан  бортараб  гамач1
                                   Дун  гьал   ясаздаса  г1емерго   лъик1ай
   Анхил   Марин   учит  бороться   за   светлую  любовь.
                                   Рокьи   гьабунщинал   чороклъанани
                                   Чурде   лъим   г1еларо гьаб  дунялалда
                                   Балай    гьабунщинал  капурлъанани
                                   Кинабгоги   халкъалъ   хъанч1   базе  ккела.
   А   так  же   я   вспомнила    строчки   песни,    которые   исполнила   Анхил  Марин    для   богачей
                                Г1урусал   хираяв   Хуршил   Мух1амад,
                                Харж   кьуниш   босилеб   дуца   ахират?
                                Хъалаби    ч1ах1ияв   Ч1охъа   Мамалав
                                Чу  рек1унищ    бахлеб   сират1алъул   кьо?
         И    представила     себе,   как     эти    два  богача   с   помощью   своих   слуг   привязали   к  надгробному     камню     Марин.    И  не  отворяя   глаз,   я   долго   смотрела  на   старую  женщину,     сидящую   в   первом   ряду,   внучку   Анхил  Марин – Анхил   Меседо   и  пыталась   в   ней   найти   внутреннее   сходство   с   прославленной    певицей.
                              Жакъаги   г1адамал
                              Лъик1алгун   квешал,
                              Ралагьулел   руго
                              Дур   къисматалъухъ.
                              Бидул   щуб   щущарал
                              К1ут1биги  рагьун
                              К1алъалей   йигилан
                              Ккола  дида  мун…

                               Г1енекке   г1адамал
                               Дида  ракьалда
                               Рокьул   х1ухьелалъулъ
                               Загьру  батана.
                               Заманаялъ   к1ут1би
                               Дир  рукъаниги,
                               Рукъич1о   къасдалги,
                               Къисматги   кеч1ги….
      Как   сказал  Расул   Гамзатов  « Разве   можно   заставить   замолчать  песню?
Певца  можно,   а   песню  никогда.   Мы  видим  много  нагробных   камней,  там   похоронены   люди.    Но   кто  видел   могилы   песен?»
        Трагична   судьба     возлюбленного     Анхил     Марин    певца   из   Ругуджа   Эльдарилова,      которого      отравили,      пригласив    на     свадьбу    в   с.  Чох.
          В   трудное   время   пела   Марин. О   своем   подлинном    времени   лучше   всех    сказала   сама:
                                 «Пусть   белую  грудь  мою   змеи  пронзят,
                                  Что   жарко  дышала  любовью   земною,
 За  то,  что  был  страстным   очей  моих    взгляд.
                                  Пускай  их  засыплют  сырою  землею.
                                   Вся  горечь  кончины  лишь  мертвым   ясна.
                                   Ужель  перестала  ходить   по  земле   я ?
                                   О,  камень  могильный,  где  надпись  видна.
                                    Ужель  ты  несчастной   любви   тяжелей?»  
                    Не     в   это    ли     время   умирали   после   долгих   страданий   и   мучений   лезгинский   поэт  Етим    Эмин,  который  говорил   своим  друзьям:
« Не  познав   добра,  не    увидев     счастливого    дня,   даже  собака   не   умирает.  А   мы  ведь   люди,    а   не   животные.   Мир     не   останется   таким.   Будет  какой – то  новый,   хороший   мир.   Я,  конечно,   его  не    увижу,   но   его  обязательно   узнают   другие   лезгины.  Пусть   же  будут   счастливы    те  люди,     которые    увидят   этот   славный   мир».
               Не   в   этом   ли   время   кумыкский   певец   Ирчи  Казак   в   кандалах   под  конвоем   безжалостных   царских   солдат,   все  же  с  непреклонной   головой  шагал  по  бездорожьям   Сибирии.
                             Дир  к1ут1би   рукъана
                             Куч1дул   сабаблъун
                             Куч1дул  хабалъ   лъуна
                             Рокьуе   г1оло.
                             Биччай  коч1ол  гьаракь
                              Кьурда  багьизе
                              Рагъазе  ахир  лъун
                             Рокьи  бергьине.                          
Ее  песню  подхватили   в   зале.
                               Хъач1аб  г1асруялъул  г1асияб  заман
                               Дур  зонода  къвал  бан  гъапурллъун  буго…
                               Г1анхил  Марин,   дур  ц1ар   поэзиялда
                               Меседил  х1арпаца  хъван  буго  даим.
                               Дагьалъ   хабал  макьу  къот1изе  гьабун,
                               Къоно  рич1ун  йорха,   Ругъжаса   Марин,
                               Аваристаналда  ц1ар  араб  дур  кеч1
                               Жакъа  ц1ияб   г1елалъ  ах1улеб  бугин.
                   Наталья   Капиева   сравнивает   Анхил   Марин    с  Анной   Ахматовой,   Мариной  Цветаевой,   Лесой  Украинской.     Они  сестры  поэзии   одного   жанра.
Наталья      Капиева      представляет     образ     Анхил    Марин:    «  Круглолицая,  краснащекая,   с  черными   глазами   высокая  горянка».
Я   побывала   на  кладбище,   но   можно   узнать  только    надгробную  плиту,  по  рассказам  старожилов.  

 

Использованный материал
   Анхил   Марин.
    Расул  Гамзатов.   Сборник   стихов  1950 г.
    Сб.  стихов   дореволюционных   поэтов.   Махачкала  1930 г.
     От  себя
     Анхил  Марин   ( Из   уст  старожил   села ….)
     Подстрочные   переводы     Дм.  Трунова.
     Из   рассказа   старожилов  села   Ругуджа.
      Из   рассказа   внучки   Меседо.

 


Информационно-аналитическоe управление администрации муниципального образования "сельсовет Ругуджинский" Гунибского района Республики Дагестан